Махалля, Узбекистан: описание места расположения

Что такое махалля?

Махары с незапамятных времен считаются хранителями традиций народа Узбекистана и его обычаев. Подобной организации общества нет ни в одном государстве мира. Это целая система отношений между одним или несколькими городскими районами, существовавшая на территории государства на протяжении веков. Современная махалля — это территориальное объединение Узбекистана, которое встречается как в многоэтажных кварталах, так и в районах индивидуальной застройки. Это автономный механизм, признанный законом.

На страже обычаев

Нелегко сказать, когда именно появляется первая узбекская махалля. Исторические источники относят нас ко II веку до нашей эры — первоначально такие общины представляли собой крепости на вершинах холмов. Позже небольшое поселение превратилось в город — не зря Махалля в переводе с арабского — «лагерь», «городской квартал». Основной принцип жизни здесь — коллективизм. Люди, живущие на территории махора, добровольно принимают и живут по его правилам, вместе отмечают праздники, делят горести и решают накопившиеся проблемы.

Поскольку Узбекистан исторически является исламским государством и имеет преимущественно мусульманское население, в каждой махалли существовал культурный центр для духовных и душевных жителей.XIX В начале века в Бухаре возникло новое явление, когда люди махалли жили вместе в чайхане. Здесь в махалле появились чайханы. С тех пор он также превратился в общественный центр, где собирались мужчины, чтобы обсудить новости и вопросы, связанные с жизнью квартала.

Махара

Махара

Границы и законы

Что такое махалля в Узбекистане? Как были очерчены границы этого образования? В большинстве случаев территория определялась по тому, где были слышны голоса мудежинов, собиравшихся на молитву. Однако жители не только объединились по территориальному признаку, но и стали связаны между собой ситуацией.

  • Родственники
  • Личные знакомства ;
  • Профессиональные интересы.

У каждого была подробная информация о другом. Первоначальные узбекские институты общения включали в себя хорошие отношения с соседями и безусловное уважение к старшему поколению, его заботу. В каждой махалле существовала давняя традиция проведения похорон, свадеб и различных праздников. Вместе жители заботились о чистоте в районе и ухаживали за водохранилищами — основным источником воды, используемой для питья и орошения. Они старались не пускать чужаков в махаллю и соблюдали «шафат» — если кто-то из жителей хотел продать свой дом, он должен был предложить его сначала родственнику, затем соседу, затем другому жителю махалли. Этот закон защищал общину от внешнего мира, не позволяя чужакам входить в общину. В то же время махалля была многонациональной, здесь бок о бок могли сосуществовать узбеки, уйгуры, казахи и представители других стран. В таком объединении люди, исповедующие разные религии, уживаются вместе, и это уникальный опыт их мирного соседства.

Махара

Фотография Яндекс.

Это интересно!

Характерным для махалли Узбекистана обычаем является хашар — собрание людей, возможность собраться вместе и преодолеть проблемы. Таким образом, жители строили дома для бедных, убирали территорию махалли и возвышали ее; хашар всегда был необязательным делом, но члены махалли не отказывались от участия, помня, что рано или поздно каждому может понадобиться помощь. Подобные принципы могут быть широко применены к современным ситуациям.

Ткачи, гончары и кузнецы

Махарасы получали имена по-разному. Часто это происходило в соответствии с принципами ремесла, касающимися района, в котором проживали представители разных профессий, например, гончары. Иногда общины назывались в честь близлежащих сооружений или достопримечательностей, например, Седрасай Сафеди или Гли Амир, в других случаях они назывались в честь деревни, из которой жители прибыли в город (Дабеди, Кавоси и т.д.).

Махара

Фотография Яндекс.

Это интересно!

В советский период они решили сохранить систему махаллей, но власти строго контролировали их деятельность и пытались свести на нет религиозные элементы. В этот период культурным центром общины была чайхана с красными углами. Многие махалли были переименованы в советском стиле, изменения коснулись и традиционной системы управления.

Новая история махалли

Что такое махалля Узбекистана и какова ее роль в общественной жизни, напомнили власти после обретения страной независимости в 1991 году. Страна заинтересована в возрождении национальных традиций и обычаев, которые необходимо развивать, в том числе «на местах». Растущее самосознание народа отразилось и на махалле. Махарас формально приобрел правовой статус, предусмотренный Конституцией. Сегодня местные органы власти имеют конкретные полномочия, предоставленные им государством. Это уникальный опыт формирования гражданского общества на просторах Центральной Азии.

Махара

Фотография Яндекс.

Основа местного самоуправления

Существование махалли основано на демократических принципах самоуправления. Сегодня решения, важные для жизни квартала, принимаются на собраниях общины. Затем председатель махаллинского комитета отвечает за выполнение принятых решений. Это, как правило, выборная должность, как и сам комитет, члены которого также являются уважаемыми жителями общины. Наличие махаллинских объединений в Узбекистане официально признано законом и всячески поощряется властями. Сегодня в стране насчитывается около 10 000 таких ассоциаций, которые играют ключевую роль в обеспечении безопасности и помогают в нелегком деле обучения молодого поколения в этой области.

Махалля является институтом и тесно связана с государством. Власти рассмотрели и одобрили кандидатуру главы ассоциации, аксакала, и признают их как представителей области.

Теоретически, все узбеки сегодня по-прежнему принадлежат к той или иной махалле. Такие разделения существуют не только в исторических регионах, но и в современных городских районах.

Оцените статью
Путешествуй
Добавить комментарий

Adblock
detector