Красная Слобода, Азербайджан: городские евреи. — обзор прекрасного Азербайджана

Евреи Азербайджана.

Число евреев в Азербайджане составляет приблизительно 16 000 человек. Существуют три общины — ашкеназские евреи, горские евреи и грузинские евреи. Наибольшее количество (11 000) принадлежит к горному сообществу. Татарский язык считается языком общины. Местом компактного проживания горских евреев является село Красная Слобода в Губинском районе.

Что касается религии, Азербайджан — мусульманская страна (98% населения). В целом, религия в Азербайджане представляет собой взаимодействие различных религиозных течений и зависит от этнических групп людей, проживающих в стране. В то же время в Азербайджане существует множество еврейских религиозных общин.

Евреи Азербайджана.

Иудаизм присутствует в Азербайджане уже 1 300 лет, а археологические раскопки в районе Баку в 1990 году выявили фундамент Шабранской синагоги (VII век) и структуру еврейского квартала.

К 1980 году на территории Азербайджана и Дагестана проживало 100 000 горских евреев. Они почти одновременно покинули свои дома и рассеялись по разным странам (2/3 — в Израиле).

История

Термин община (этнолингвистическая группа) под названием «горские евреи» появился в начале 19 века, когда районы их проживания были присоединены к Российской империи. Самоназвание азербайджанцев, входивших в общину, было Юфро. К концу XVIII века сформировались две исторически значимые общины. Это были Дербентская группа и еврейская (красная) слободская община под Кубой.

Горские евреи

Горские евреи

Многие авторы по-разному описывают появление евреев на Кавказе. Первые исторические документы относятся к началу периода Нового времени. Легенда гласит, что евреи Хилл Кантри были потомками «потерянных десяти колен, изгнанных из Израиля». Наиболее устоявшаяся версия состоит в том, что предки евреев холмов пришли из Персии (из-за преследований за приверженность своей вере) и являются ответвлением линии вавилонской диаспоры. Не все персидские династии благосклонно относились к нехристианам. Например, злой Пероз (преемник царя Ездигерда) запретил евреям соблюдать субботу, закрыл синагоги, конфисковал их детей и отдал их на воспитание священникам. Еврейская иммиграция на Восточный Кавказ происходила на протяжении всего средневековья (с 18-го по 19-й век). Перед лицом постоянных преследований горские евреи сменили место жительства и нашли убежище в Кавказском регионе. Они часто были полупокорны по отношению к своим постоянным клиентам. Принц определял отношение к отдельным членам семьи. В Италии ходили слухи, что в горах Кавказа «потомки десяти колен» готовы собрать мощную армию и освободить Землю Обетованную от мусульман. Черный Иуда, первый исследователь истории горских евреев, поддержал эту версию.

Их прибытие из Персии подтверждает использование языка (татарский диалект, производный от персидского, официального языка современного Ирана). Общее происхождение подтверждается наличием сходных этнографических признаков. Организация жизни в общине, жилище и на кухне. Обычаи, ритуалы, верования, искусство и музыкальные инструменты. Прибыв в Азербайджан или Дагестан, на первый взгляд трудно отличить горских евреев от жителей Кавказа: до середины XIX века эта субэтническая группа проживала в основном в Бакинской провинции на юге Дагестана. Затем отдельные семьи стали переезжать в другие регионы. Основные места проживания горских евреев из городов Кавказа :

Горские евреи

Горские евреи

  • Баку, Куба — Азербайджан,.
  • Дербент, Махачкала — Дагестан,.
  • Нальчик, Грозный — Чечня.

После захвата Надир-шахом деревни Кусары и нескольких поселений выживших горских евреев, они приняли ислам. Горские евреи, бежавшие от погромов, поселились на Кубе под защитой местного хана. Постепенно к ним присоединялись люди из других мест, и община увеличивалась в размерах.

Существует интересная легенда о Надир-шахе, когда он вошел в синагогу с обнаженным мечом и потребовал, чтобы еврейский народ отказался от своей религии в пользу ислама. Пытаясь убить раввина, он разрезал Тору своим мечом. Тиран умолял о пощаде, но раввин поставил условие для его прощения: чтобы евреи перестали смеяться. Он исполнил срок, и произошло еще одно еврейское чудо. Награбленное было возвращено, Надир Са уехал, а евреи Куба-Сити избежали кровавой резни. Для них Тора навсегда стала защитным щитом.

Религиозные убеждения горских евреев совпадают с убеждениями румын. Наряду с Ветхим Заветом, они считают Талмуд и «раввинские учения» основным источником своей религии. Молитвенник, Сиддур рабби Йехиэля Сабие, был сохранен в соответствии с обычаями горских евреев. Долгое время члены общины не имели доступа к высшему духовному образованию. В большинстве случаев евреи Горного края получали образование в литовских школах асеней, что давало им право на получение звания плотника. После обучения в ешиве в России человек мог стать раввином.

Рабби Иехиэль Сави.

Фото яндекс.

Они воспринимали Талмуд в искаженном виде и были предрасположены к идолопоклонству. Например, концепция женщины леса (Dedei-O) была разрушена путем устранения легких и сердца беременных женщин. Змеи Драко защищали младенцев. Согласно местному учению, существовали ритуалы создания огня и не только.

Экономическая и политическая активность евреев

Сегодня общая численность горских евреев составляет 250 000 человек.

Основными занятиями горских евреев в небольших деревнях было выращивание табака, марины (для производства красителей) и винограда. Садоводство, аристотелевские культуры и комоды. После того как российские власти запретили ездить в Среднюю Азию за сыромятиной, некоторые жители стали рабочими в близлежащих городах. Небольшая часть, проживающая на Кубе, занималась торговлей. В начале прошлого века ситуация изменилась, и торговля коврами, тканями и книгами стала основным занятием.

Ковровая торговля < Span> Традиция заботы о семье идет из тех давних времен, когда основной социальной ячейкой азербайджанского еврейства была семья, охватывающая три-четыре поколения. Число членов семьи иногда достигало 70-80 человек. В Красной Слободе типичные

Фото яндекс.

После обретения Азербайджаном независимости еврейская община укрепила свои связи с международными еврейскими организациями. Появилось культурное образование, культурные центры и молодежные клубы. Например, комитеты «Сохнут» и «Микс» занимаются сохранением еврейских традиций и поддержкой синагог. В 2003 году в Баку начала работать самая большая синагога в Европе и самая большая еврейская школа, а в 2010 году был построен учебный центр Хабад или Абнер на 450 мест для еврейских детей. Он обучает основам еврейской культуры. Известные члены общины принимали активное участие в политической, социальной и культурной жизни страны. Сегодня на многих зданиях в Баку установлены мемориальные доски с их именами.

Где расположена Красная слобода

В Железном районе Губы (доазербайджанская часть Дагестана) есть небольшое село, которое в разное время называлось Зирмизи Гизебе, Зидковская Слобода, Фатари Хан, Красносельск. Горские евреи пришли сюда в середине XVIII века во времена правления Губа-хана Хусейна. Под покровительство они получили не только поселение на левом берегу Курдиарчая, но и условия своей деятельности; в 1926 году село стало называться Красной Слободой Азербайджана. В остальном это единственное пространство на советской территории с компактными горными евреями. Поселение с евреями Азербайджана часто называют Белым Иерусалимом. Численность населения составляет 3,7. В советский период это было богатое село, где торговали разнообразными товарами и где тайно шили знаменитые кубинские шапки. Многие жители живут там сейчас из-за уникальной финансовой ситуации, которая вынуждает их искать работу в других местах. В деревне возникла зажиточная «община дакасов». Красивые и богатые дома весной и летом полны жизни. Многие из жителей успешно работают за границей. Однако каждый год они обязательно посещают местное кладбище, где нашли приют их древние предки. Кстати, сюда привозят своих умерших из других мест, чтобы похоронить. Примечательно, что здесь по-прежнему соблюдаются все традиции: три синагоги (до советской эпохи их было 13) и миква (церемониальный автобус), построенная в 2012 году. Работали школы. Еврейские дети в Азербайджане изучают горские еврейские обычаи, иврит и Тору.

Состоятельные жители Красной Слободы поддерживают школу финансово. Они даже платят студентам 100 долларов США в месяц. Одиноким пожилым людям оказывается помощь (300 долларов США в месяц).

Традиция заботиться о семье идет из старых времен, когда семья была основной социальной ячейкой евреев в Азербайджане, охватывая три-четыре поколения. Число членов семьи иногда достигало 70-80 человек. В Красной Слободе типичные «дворовые» постройки, состоящие из нескольких отдельных домов для каждой нуклеарной семьи (отец, мать и дети), соседствовали с роскошными особняками (наподобие цыганских). До советского периода признавались две или три супружеские пары. В полигамных семьях домашнее хозяйство вела первая (старшая) жена.

Жители Красной Слободы говорят на азербайджанском и русском языках. Это самая закрытая община дружелюбных и общительных азербайджанских евреев, но не допускающая в свою жизнь посторонних.

Оцените статью
Путешествуй
Adblock
detector